В наш детский дом Татьяна поступила из Асиновского реабилитационного центра 26 мая 2006 года вместе с двумя братьями: 6 и 12 лет. Самой Тане в это время было уже 14 лет. В Асиновской больнице осталась годовалая сестрёнка, за которую Таня сильно переживала, так как она была для неё мамой: ухаживала, кормила, в больнице с ней лежала. И вообще, хозяйкой в доме была Таня: она заботилась о том, чем накормить детей, устраивалась в каникулы на работу, чтобы заработать денег и накормить сестренку и братишек, во что-то их одеть.
Она быстро завоевала авторитет у наших воспитанников.
На лето детей в детском доме осталось мало, человек десять: многих взяли на лето наши же сотрудники в гостевую семью, кого забрали родственники на каникулы, кто уехал в лагерь. Таниного младшего братишку забрала семья из соседнего села, старший из братьев тоже ушел в гостевую семью. Таня сама подошла ко мне и попросила взять её к себе: «Возьмите меня, пожалуйста, я хочу закончить 11 классов, а в детском доме я этого не сделаю».
Девочка училась хорошо и 7 классов закончила без троек, при всех тех обстоятельствах её жизни. Я поговорила с членами своей семьи, уговорила их и 7 июля 2006 года Таня пришла к нам в «гостевую семью». В сентябре мы оформили патронатную семью, а в мае 2007 года – приемную.
Ей, городской девочке, было сложно привыкать к деревенской жизни, но она старалась: убиралась в доме, помогала в огороде, по хозяйству.
1 сентября Таня пошла в 8 класс, я увела её в школу, познакомила с учителями, классным руководителем, с одноклассниками её знакомила уже классный руководитель. Первое время ей было тяжело, но не в плане учебы, ей все не нравилось в школе: учителя не такие, как были в её школе; ученики не те, школа не такая, та школа от дома была ближе, а эта далеко – от нашего дома идти до школы было 5 минут, то есть её все не устраивало. Но время шло и все вставало на свои места: с одноклассниками подружилась, учителя нашли к ней подход, появились друзья, общие дела. Таня оказалась девочкой общительной, артистичной, веселой. Она стала душой и заводилой те только класса, но и школы, принимала участие во всех мероприятиях, в художественной самодеятельности не только школы, но и села, была членом команды КВН школы – они в районе заняли первое место; принимала участие во всех учебных конкурсах, проектах. В 11 классе Таня приняла участие в региональном открытом молодежном форуме «Германия глазами молодежи» и получила диплом за успешную творческую работу «Современные суждения о немцах и русских, их традициях, менталитете, некоторых особенностях». Кроме диплома, Таню пригласила в Германию на два месяца, но было такое условие, что дорогу мы должны были оплатить сами. Таких денег у нас не было, мы обращались к Главе Администрации Зырянского района и в приемную партии «Единая Россия»и за помощью, нам обещали помочь, но…
Про своих братьев и сестру она не забывала: мы нашли семью, которая удочерила её младшую сестренку, ездили к ним в гости, навещали Настеньку; из соседнего села брали и младшего братика погостить в нашу семью, да и Танюшка сама навещала его; средний брат всегда был с ней рядом- он жил в детском доме (дважды его брали семьи, но в силу своего характера ни в одной семье он не смог ужиться). Долгое время мы ничего не знали о маме. Но Татьяна, когда стала учиться в университете, нашла её в г. Томске, случайно.
С учебой проблем у Танюшки не было, училась она легко, не прикладывая большого труда, так пролетели четыре года в школе и в 2010 году она, успешно сдав экзамены, закончила 11 классов Чердатской общеобразовательной школы, получив аттестат о полном образовании, имея четыре четверки, а остальные пятерки. А какая красивая была наша Танюшка на выпускном вечере!
Мы сдали документы в Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники на гуманитарный факультет на специальность «Организация работы с молодежью» и она была зачислена. Мы были рады! Но в августе, когда нужно было уезжать на учебу, полились слезы. Уезжать Таня не хотела: «Я только привыкла быть ребенком, жить на всем готовом, ни о чем не беспокоиться, а теперь опять нужно идти в самостоятельную жизнь!» И как мы не объясняли, что мы её не бросаем, что она будет приезжать домой на праздники, каникулы, выходные – упокоиться долго она не могла.
Жить устроилась в общежитие, иногда случались проблемы: мы приезжали, были и в деканате, и в общежитии. Домой приезжала часто на автобусе, с друзьями, с семьей моего сына. Мы помогали ей, чем могли, давали продукты, иногда деньги, советы, всегда дарили подарки на день рождения, на 8 марта, на Новый год. Таня поступала так же.
Но вот пролетели пять лет учебы, скоро защита диплома. Как устроится её судьба, куда она пойдет работать? Еще проблема с квартирой.
Вот такие две большие проблемы: работа и жилье стоят перед девочкой, прошедшей в детстве все лишения, но окончившей школу, заканчивающей университет, не ушедшей в тот прежний, может быть даже более привычный мир, где жила раньше, желающей нормально жить, создать семью, растить хороших детей, приносить пользу обществу.