Ольга и Артём познакомились в феврале 2024 года. На встречи Оля ездит в с. Чердаты — два часа на машине от Томска. Там они играют в настольные игры, читают книги, гуляют по маршрутам Артёма.
Почему наставничество — важно и как оно может быть полезно не только ребёнку, но и взрослому — рассказали в истории дружбы Ольги и Артёма.
💫“Мы становимся взрослее, можем взять на себя больше ответственности. И я могу. У человека сейчас чего-то нет, а я могу дать. От меня не убудет”, — говорит Ольга Пасечник, генеральный продюсер контент-агентства “ДНК Бренда”. С февраля 2024 года она ещё и наставница Артема — пятнадцатилетнего воспитанника центра помощи детям в с. Чердаты.
Ольга давно была знакома с фондом “Меркурия” и его директором Станиславом. В прошлом году посетила встречу для партнёров и друзей фонда, там и поговорила с психологом, который обучает будущих наставников.
“И мне очень понравился такой взрослый и зрелый подход. Во-первых, в наставники берут не всех. Во-вторых, люди которые становятся наставниками, не должны компенсировать нереализованные травмы за счет коммуникации с детьми”, — объясняет Ольга.
Она добавляет, что у неё трое детей, а двое из них — подростки. Поэтому будущая наставница решила, что общение с ребёнком в трудной ситуации поможет ей лучше разобраться с тем, как говорить с подростками. “Всё ломается, совершенно другой человек перед тобой. Нужно заново учиться находить общий язык, а не всегда получается, как бы ты ни старался”, — говорит Ольга.
Прежде чем окончательно решить прийти в наставники, Ольга думала несколько месяцев, потому что, по её словам, не принимает спонтанных решений. “И я подумала, что у меня достаточно внутреннего ресурса, чтобы ещё кому-то помочь и самой тоже чему-то научиться”.
💫“Не судить, а слушать и быть рядом”
С самого начала Артём был открыт и общение начало складываться. Ольга говорит, что Артём — обычный мальчишка, простой и открытый. Из-за того что детский дом, в котором воспитывается Артём, находится далеко, в Чердатах, развлечений у него с наставницей не много. Но Ольга привозит с собой настольные игры. Они уже играли в монополию, крокодила, мемо, башню.
Наставница учитывает интересы мальчика, но иногда старается предложить ему что-то новое. Например, чтение книг. Артём иногда сам предлагает прогуляться и посмотреть посёлок, сходить на реку, рассмотреть заброшенные здания. “Моя задача не судить, а слушать, интересоваться, быть рядом”. Ещё Ольга привозила фотоаппарат, чтобы Артём мог поснимать. Он сделал несколько фотографий: Ольги, детского дома, посёлка.
💫“Мы делаем, когда понимаем ради чего”
Самым важным в общении с Артёмом Ольга называет возможность улучшить его жизнь прямо сейчас: “Когда я приезжаю, привожу какие-то вкусняхи, мы играем, это время — его и для него. Я вижу, что ему это интересно. Для Артёма событие — взрослый, который приезжает, он про него и для него. Знать, что он не один”.
Сложнее всего в наставничестве для Ольги — дорога, до Чердат от Томска ехать два часа, а потом столько же обратно. Она считает, что если бы могла вывозить подопечного в Томск, то он смог бы больше продвинуться даже в учебе. Она хочет вместе сходить на выставку, в музей, в кинотеатр, но пока старается показать “другую часть жизни” через разговор и обсуждение.
“Чтобы у человека появлялись новые мысли, ориентиры, векторы, он должен увидеть это и захотеть. Одного рассказа взрослого человека, который сильно отличается от него по опыту и интересам, недостаточно. Мы делаем и прилагаем усилия, когда понимаем ради чего. А если у нас в картине мира нет даже представления, что можно желать, то мы и делать ничего не будем”, — говорит Ольга.
Она считает, что Артём не изменился за время их общения — не было такой цели и прошло мало времени. Но во время обучения в фонде она поняла, что главное в общении с подростками — слушать и интересоваться.
Проект реализуется при поддержке «Солнечный Город» Благотворительный фонд и Администрации Томской области.